пн-пт с 09 : 00 до 21 : 00
8(800)600-52-53
г. Москва, Зеленый проспект д.20

Без аварий дешевле

Вопреки опасениям полисы не стали дороже - наоборот, в большинстве регионов «автогражданка» подешевела. О том, куда дальше будет двигаться реформа сегмента, «РГ» рассказал глава Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

осаго


Продолжается либерализация тарифа ОСАГО - как изменились цены с расширением тарифного коридора? Отмечаете ли вы демпинг или, наоборот, рост цен? 


Игорь Юргенс: Собственно, как и предсказывали страховщики, после начала реформы мы фиксируем снижение средней премии по ОСАГО. В первом квартале 2019 года средняя цена полиса обязательной «автогражданки» снизилась на 4 процента - с 5815 до 5560 рублей. 

Рынок придерживается тенденции на снижение комиссионных выплат брокерам и агентам по ОСАГО, чтобы не повышать тариф и в то же время получать прибыль. Расширение тарифного коридора позволило страховым компаниям сделать тарифы более справедливыми для разных категорий автовладельцев, что мы уже и видим на изменяющейся средней цене полиса. 

Какая ситуация в регионах - есть ли регионы, где цены существенно выросли? 

Игорь Юргенс: Почти каждый день появляются новости, что та или иная страхования компания в таких-то регионах понизила тарифы, а в таких-то повысила. Ясно, что, как минимум, в тех регионах, где проникновение ОСАГО плотное - Москва, Санкт-Петербург, Казань, Екатеринбург, - средняя стоимость полиса снизилась или осталась на прежнем уровне. Это касается регионов, где уже сложился хороший, отстроенный рынок ОСАГО. А в токсичных регионах цена, может быть, и повысилась.

По данным РСА, в большинстве регионов средняя цена полиса ОСАГО все же снижается. Цены остались на прежнем уровне или снизились как минимум в 61 регионе, в которых проживает 90 процентов всех автовладельцев. 

Вообще цель реформы тарифов на ОСАГО - сделать тариф более индивидуальным для каждого автовладельца, а не повысить или понизить цены в определенных регионах. Некоторые возможности для этого уже созданы. Помимо расширения тарифного коридора на 20 процентов вверх и вниз был изменен также коэффициент «возраст-стаж»: вместо четырех градаций по возрасту и стажу он сейчас учитывает 58 градаций. 

Повышение цены на ОСАГО могли заметить молодые и неопытные автовладельцы, а люди с большим опытом вождения и ездящие без ДТП, напротив, должны были заметить, что обязательная «автогражданка» стала для них дешевле. 

Нужно ли, на ваш взгляд, еще больше расширять тарифный коридор?

Игорь Юргенс: Сейчас нужно сделать тариф еще более индивидуальным, то есть добиться, чтобы он учитывал личную степень аварийности. Водители, которые ездят хорошо и не попадают в аварии, должны платить за ОСАГО меньше, а те, кто часто становится причиной ДТП, наоборот, должны платить больше. Постепенно должны уйти все коэффициенты, которые не определяют степень аварийности конкретного автовладельца - в частности, коэффициент мощности и территориальный коэффициент. Им на смену придут коэффициенты, зависящие от стиля вождения конкретного водителя, количества совершаемых им грубых нарушений ПДД и т.п. В результате у автовладельцев должен появиться еще один мощный стимул ездить без аварий - желание заплатить за полис ОСАГО меньше. 
Основная проблема с «автоюристами» в том, что они злоупотребляют правом, то есть формально остаются в рамках требований закона, доказать преступление сложно 

Сейчас есть согласованный нами, ЦБ РФ и минфином пакет поправок, которые предусматривают, что тариф будет расширен поэтапно: сначала на 30 процентов вверх и вниз, а затем - на 40 процентов. Но стоимость полиса будет все больше зависеть от личных коэффициентов водителя, а не от расширения тарифа. 

Надеемся, что этот пакет поправок будет принят Госдумой до конца этого года. 

Какое соотношение сборов по ОСАГО и выплат, насколько это прибыльный для страховщиков сегмент? 

Игорь Юргенс: Прибыльность ОСАГО, как и любого другого вида страхования, неправильно измерять, высчитывая соотношение выплат и премий. Дело в том, что страховые компании формируют страховые резервы - это деньги, из которых впоследствии будут производиться выплаты потерпевшим в ДТП. Прибыльность ОСАГО с учетом резервов совсем не высокая, а до недавнего времени она была и вовсе стабильно отрицательной. Но даже если посмотреть на соотношение выплат и премий, то по итогам 1 квартала 2019 года оно составило 80 процентов, то есть страховщики явно вновь балансируют на грани рентабельности. 

А как вы оцениваете уровень конкуренции в сегменте ОСАГО? Стоит ли ожидать прихода новых игроков? 

Игорь Юргенс: Сейчас экономическая ситуация в ОСАГО хоть и сложная, но улучшается по сравнению с тем, что мы видели несколько лет назад, и мы видим, как конкуренция растет - из-за этого страховщики и снижают тарифы. Но в то же время надо понимать, что, как и всякое обязательное страхование, ОСАГО в принципе не может быть особо прибыльным для страховщиков и привлекает их главным образом возможностью расширения клиентской базы. 

Возможно, доли в сегменте будут перераспределяться за счет существующих игроков и продолжающейся консолидации рынка. Мы не ожидаем наплыва новых страховых компаний, которые захотят заниматься ОСАГО. 

Какая динамика судебных споров по ОСАГО и ситуация с мошенничеством, недобросовестными практиками в сегменте? 

Игорь Юргенс: Количество судебных решений по ОСАГО существенно снизилось. В 2018 году оно составило 283 тысячи, что на 20 процентов ниже аналогичного показателя за 2017 год (354 тысяч). При этом сумма выплат, произведенных по суду, практически не изменилась - по данным РСА, по итогам 2018 года она составила 34 миллиарда рублей против 35 миллиардов рублей годом ранее. 

Выросла средняя сумма судебных штрафов - если в 2017 году средний штраф составлял 50 тысяч рублей, то в 2018 году он был равен уже 70 тысячам рублей. 

Переход на натуральное возмещение и активная позиция властей в отдельных регионах позволила снизить количество страховых судов. Однако сейчас статистика стала гораздо более явно отражать стремление «автоюристов» заработать на судебных делах. Об этом свидетельствуют как возросшая сумма среднего судебного штрафа, так и то, что при существенном снижении количества судебных дел общая сумма выплат по судам осталась почти неизменной. 

Мы видим, что наши совместные действия с МВД, Генпрокуратурой и другими правоохранительными органами дают положительные результаты. Основная проблема с «автоюристами» в том, что они злоупотребляют правом, то есть формально остаются в рамках требований закона, и доказать преступление очень сложно. Сейчас мы видим поддержку со стороны МВД в решении этих проблем. 



Источник: rg.ru