Регуляторы предложили техническое решение для ограничения применения коэффициентов в ОСАГО


Минфин РФ по согласованию с ЦБ определил новый подход к использованию коэффициентов при расчете стоимости полиса ОСАГО, сообщил «Интерфаксу» источник на страховом рынке по результатам ознакомления с последней редакцией поправок Минфина РФ в закон об ОСАГО, появившейся на прошлой неделе.

Минфин


«Теперь значительная часть коэффициентов, которые предполагалось ввести для расчета индивидуальных тарифов с учетом профиля конкретного водителя, предложено ввести внутрь базового тарифа ОСАГО. Некоторые внешние коэффициенты, например, «бонус-малус» сохраняются при расчете стоимости ОСАГО, система коэффициентов получается комбинированной. Таким образом, вроде бы все обсужденные коэффициенты остаются, но меняется система их учета по настоянию ЦБ. В частности, региональный коэффициент в ОСАГО не исчезнет, но окажется «втянут» внутрь базовой ставки. Такой маневр в результате лишит свободы применения коэффициентов по воле страховщика и приведет к усреднению самой базовой ставки в ОСАГО», - полагает собеседник «Интерфакса». 

«Представьте, что для Московского региона, на который приходится 50% всего легкового автопарка РФ, где действует коэффициент 2, после усреднения ситуация изменится к лучшему. Зато для территорий, где сегодня действует коэффициент к базовому тарифу 0,6-1,3, величина базовой ставки и цена полисов ОСАГО в среднем повысятся. При этом границы тарифного коридора вроде расширяются. Новые факторы определения тарифа также вроде используются... При этом перечень оснований двигаться в пределах границ тарифного коридора для страховщиков сузится. В результате ценовой маневр для страховщиков ОСАГО окажется существенно ограничен в новой системе координат, когда коэффициенты включены внутрь базовой ставки ОСАГО. Такой расчет цены полиса для потребителя менее понятен», - считает собеседник «Интерфакса». 

Как говорится в законопроекте Минфина «в границах максимальных и минимальных значений базовых ставок страховых тарифов, установленных Банком России, ... страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, существенно влияющих на вероятность причинения вреда при использовании транспортного средства и на потенциальный размер причиненного вреда». 

В частности, на выбор значения базовой ставки, согласно поправкам ведомства, повлияют характеристики вождения владельца) при условии возможности их фиксации (резкость торможения, ускорения, перестроения, частота и длительность использования транспортного средства. На значение базовой ставки повлияют многократные привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД, факты лишения свободы, доказанные факты пьяной езды, грубые нарушения ПДД, непринятие мер по оказанию помощи потерпевшим и другие нарушения, нарушение полисных условий допуска других водителей к управлению автомобилем. 

«Новый подход к либерализации тарифов в ОСАГО недостаточно последователен. С одной стороны, мы говорим о приоритете индивидуального тарифа в ОСАГО, а с другой - не расстаемся с идеей ценового усреднения тарифов внутри базовой ставки», - полагает собеседник агентства. 

Границы коридора разойдутся на 90% в 2020 году 

Собеседник «Интерфакса» напомнил, что первый этап либерализации тарифов в ОСАГО, объявленный Банком России, позволяет регулятору в рамках его полномочий просто расширить границы действующего тарифного коридора на 20% вверх и вниз, для этого требуется принять соответствующее указание, изменений в закон не требуется. Проект указания был опубликован на сайте ЦБ, но еще не прошел утверждение в Минюсте. 

«Таким образом, с учетом уже действующего тарифного коридора в 20%, предельный разлет границ тарифного коридора на первом этапе может достигать 60%. Дата начала реализации 1-го этапа реформы ОСАГО пока не установлена», - сказал источник агентства. 

Одновременно в доработанном законопроекте Минфина с поправками в ОСАГО с учетом изменения подходов к индивидуальному ценообразованию предполагается дальнейшее расширение тарифного коридора в ОСАГО, когда разлет границ коридора составит по 30% в каждую сторону от действующих значений. То есть разница между границами составит уже 80%. Этот тарифный коридор, согласно поправкам, должен действовать с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года. Затем, с 1 сентября 2020 года границы коридора будут расширены до 40% в каждую сторону, их диапазон составит 90%, уточнил собеседник. 

Согласно проекту поправок Минфина, с 1 сентября 2019 года из расчета стоимости ОСАГО должен исчезнуть коэффициент мощности. Через 2 года, с 1 января 2020 года, должен быть отменен и территориальный коэффициент. Сейчас для разных территорий он составляет от 0,6 до 2. 

Как сообщила «Интерфаксу» заместитель руководителя департамента финансовой политики Минфина РФ Вера Балакирева, «ведомство не завершило работу над законопроектом изменений в ОСАГО, в окончательную его редакцию должны войти предложенные законодателями в ходе обсуждений реформы ОСАГО на парламентских слушаниях в Госдуме РФ и в Совете Федерации поправки». 

Сейчас цена ОСАГО определяется исходя из базового тарифа (3,432-4,118 тыс. рублей) с поправкой на стаж и возраст водителя, число страховых случаев (коэффициент «бонус-малус» - скидки за безаварийную езду и надбавки за устроенные им аварии), регион (определяется по месту регистрации владельца автомобиля) и мощность двигателя. 

Также поправки Минфина предполагают переход на разные типы полисов с разными лимитами выплат: нынешние 400 тыс. рублей за вред имуществу и 500 тыс. рублей - жизни и здоровью или по 1 млн рублей либо 2 млн рублей соответственно. Поправками вводятся полисы ОСАГО сроком действия от 1 до 3 лет. Уточняется порядок расчета штрафных санкций к страховщику. Максимальный размер страховой премии по договору обязательного страхования не может превышать трехкратное максимальное значение базовой ставки страховых тарифов. 


Источник: www.insur-info.ru