пн-пт с 09 : 00 до 21 : 00
8(800)600-52-53
г. Москва, Зеленый проспект д.20

Техосмотр усиливают электроникой

Диагностические карты, подтверждающие прохождение техосмотра (ТО) машины, будут переведены в электронный вид. Процедура ТО будет сниматься на видео, данные будут передаваться в полицейское «облако». Государственный контроль за операторами передадут в ГИБДД. 

техосмотр


Таково содержание новой редакции закона о техосмотре, принятой Госдумой в первом чтении. С помощью нововведений, которые обойдутся бюджету в 20 млн руб., власти хотят добиться от автомобилистов «честного» прохождения ТО, а не формальной покупки диагностических карт. Думская оппозиция документ не поддержала: реформа лишь приведет к росту тарифов и коррупции, но саму проблему не решит — нужно отменять техосмотр для легковых авто.

Госдума сегодня приняла в первом чтении поправки в 170-ФЗ «О техническом осмотре» — центральный законопроект запланированной Минэкономики масштабной реформы ТО. В рамках нее также подготовлены поправки в КоАП и УК, парламент принял их в первом чтении 11 декабря (в частности, вводится штраф в 2 тыс. руб. за управление машиной без техосмотра).

Основные нововведения описал выступавший в парламенте замминистра экономики Савва Шипов:

  • Каждый осмотр автомобиля в обязательном порядке будет сниматься на видео;
  • Операторы ТО установят камеры за свой счет (это стоит примерно 30 тыс. руб. для одной диагностической линии) и по сети будут передавать данные в облачное хранилище, которое организует МВД (это потребует примерно 20 млн руб. из бюджета);
  • Выдаваемая по итогам ТО диагностическая карта переводится полностью в электронный вид и формироваться будет с помощью электронной подписи;
  • Будет усилена защиты системы ЕАИСТО (базы данных всех техосмотров, ее курирует МВД), чтобы исключить заливку в нее данных о не прошедших осмотр машинах;
  • Закон также закрепляет предельную пропускную способность пункта техосмотра и запрет превышать ее более чем на 5%;
  • Более прозрачная процедура аккредитации операторов: документы будут выдаваться только после выездной проверки (сейчас это необязательно);
  • Госконтроль за работой операторов передается в ГИБДД, но часть контролирующих функций остается у страховщиков.

Для «адаптации» рынка закон вступит в силу через год после принятия.

Законопроект вызвал в парламенте волну критики. Глава комитета Госдумы по транспорту единоросс Евгений Москвичев заявил, что документ ко второму чтению нужно доработать: к нему есть «ряд существенных замечаний». «Положения, касающиеся диагностической карты, сформулированы неконкретно. По передвижным станциям и диагностическим линиям надо посмотреть, какого они качества и как они сегодня сертифицированы,— заявил он.— Очень много функций отдается Российскому союзу автостраховщиков, который начинает управлять процессами, которые, я считаю, должны выполнять органы исполнительной власти».

По мнению господина Москвичева, сертифицировать станции ТО должен Минпромторг. А вот установку оборудования для реформы, по его мнению, должен оплачивать как раз Российский союз автостраховщиков (РСА), в «резерве которого есть миллиарды рублей от сборов ОСАГО, которые не используются». «Для профессионального транспорта и для транспорта, который занимается коммерцией, надо требования усилить,— отметил депутат.— А что касается физических лиц, надо посмотреть, чтобы мы не вернулись к огромным очередям для прохождение техосмотра, которые были в 2011 году».

Напомним, именно тогда была проведена реформа ТО, в рамках которой контроль был передан из ГИБДД страховщикам, а талон техосмотра (и штраф за его отсутствие) были отменены.

Основная претензия представителей думской оппозиции (ни одна из фракций, кроме «Единой России», законопроект не поддержала) — бессмысленность поправок и риск роста тарифов на ТО (они, напомним, установлены решением региональных властей, Савва Шипов допустил, что в ходе реформы они «незначительно» увеличатся).

«Иллюзий нет: тарифы вырастут минимум в полтора раза,— отметил коммунист Александр Куринный.— Потому что вся эта система видеофиксации, хранения данных ляжет на чьи-то плечи. Огромное количество усилий и денег будет потрачено, чтобы хорошо жили автотехцентры и коррупционеры из РСА и ГИБДД. Едва ли от этого изменится ситуация с аварийностью». По его словам, в других странах давно отказались от ТО для легковых авто как от бессмысленной процедуры, оставив ее только для грузовиков и автобусов.

Справоросс Олег Нилов поддержал идею об отмене техосмотра для легковых машин, предложив всем фракциям внести такой законопроект в Госдуму.


Источник: https://www.kommersant.ru/