
Требования законодательства
Субъектом транспортных операций является экспедитор. Обычно это юридическое лицо. В его задачу входит координация и взаимодействие всех, кто вовлечен в процесс перевозки груза. Часто перевозчик и экспедитор – это одно лицо.
Согласно ст. 796 ГК РФ, грузоперевозчик несет полную ответственность за принятый по договору к перевозке груз. В случае утраты, гибели, порчи, его стоимость возмещается отправителю в полном объеме. Отправитель вправе требовать возврата сумм, внесенных в оплату грузоперевозки. Аналогичные положения содержит ст. 118 Воздушного кодекса РФ (ФЗ №60 от 19.03.1997 г.), женевская Конвенция 1961 г. и протоколы к ней. Морское страхование грузов регулируется в РФ Кодексом торгового мореплавания (ФЗ №81 от 30.04.1999 г.), а ответственность судовладельцев на путях внутреннего водного сообщения «Кодексом внутреннего водного транспорта РФ» (ФЗ №24 от 07.03.2001 г.).
При отсутствии страховки, все указанные затраты транспортная компания возвращает клиенту из собственного бюджета. Если же имеется соответствующий полис страхования грузов при перевозке, то страховщику направляется пакет документов, подтверждающий наступление страхового случая. Далее отправителю возмещается убыток в пределах суммы, указанной в полисе. Если же стоимость груза и его перевозки не покрыта полностью страховкой, то грузоперевозчик доплачивает разницу. Эти правила действуют и при страхование международных грузов.
Авиационные перевозки
Ст. 134 Воздушного кодекса РФ (ВЗК РФ) определяет обязательность страхования ответственности авиакомпании перед грузовладельцем или грузоотправителем. Компенсация выплачивается отправителю в случае повреждения, недостачи, утраты груза. Размер ее не может превышать двукратную величину минимальной оплаты труда (МРОТ), установленный федеральным законом, за каждый килограмм груза, согласно транспортной накладной.
По состоянию на 01.05.2019 г. федеральный МРОТ равен 11 280 руб. (Приказ Минтруда и соцзащиты РФ №550н от 24.08.2018 г., ст. 1 ФЗ №82 от 19.06.2000 г.). Это означает, что по договору обязательного страхования авиационных грузоперевозок отправитель может рассчитывать на возмещение в пределах 22 560 руб. за каждый килограмм принятого к перевозке груза.
Если реальная стоимость (также указываемая в транспортной накладной) – выше, то разницу авиакомпания компенсирует грузоотправителю самостоятельно, либо покрывает за счет расширенного добровольного страхование грузов при перевозке.
При международных грузоперевозках (ст. 131 ВЗК РФ) величина компенсации при наступлении страхового случая определяется в соответствии с законодательством той страны, на территории которой он зарегистрирован.
Автоперевозки
В процессе перевозки грузов автотранспортом не исключен риск гибели, порчи, утраты подвижного состава и содержимого грузовых отсеков. Защитить финансовые интересы экспедитора и перевозчика может полис добровольного страхования ответственности.
В перечень страховых случаев, которые признают отечественные и иностранные страховщики, входят:
- поломка рефрижератора, из-за чего произошло нарушение температурного режима и порча груза;
- нападение на подвижной состав в преступных целях;
- пожар и взрыв;
- ДТП по вине водителя или третьих лиц;
- авария в процессе погрузки-выгрузки;
- намокание содержимого контейнеров;
- смещение и порча плохо закрепленных грузов.
Дополнительно в состав страхования грузов при перевозке можно включить опции, возмещающие иные виды убытков:
- затраты на спасение груза;
- оплата расследования ДТП, минимизации убытков и юридического представительства по оспариванию претензий в судебном порядке;
- возмещение убытков из-за просрочки доставки или ошибок при отправке;
- ущерб третьим лицам, причиненный грузом;
- убытки из-за гибели, потери или повреждения контейнеров.
Индивидуальные программы страхования предлагают ведущие операторы: «Росгосстрах», «Альфастрахование» и другие. Размер страховой суммы в каждом полисе зависит от перечня страховых случаев, а также применяемых коэффициентов (постоянным клиентам, за безубыточность и т.д.).
Морская перевозка
Согласно предлагаемым в настоящее время страховщиками договорам КАСКО-страхования судов при их столкновении или крушении потерпевшая сторона получит не более 75% от всей суммы ущерба, тогда как оставшуюся часть покрывают отдельным полисом, оформленном в клубах взаимного страхования (P&I Club). В РФ в настоящее время таких клубов нет, все расположены за рубежом – в 70 странах. Именно договора взаимного страхования покрывают ответственность судовладельца. В их условиях могут быть учтены риски, связанные с добычей нефти и газа на морских буровых платформах, ущерб окружающей среде при аварии и другие.
При международных морских перевозках по коносаментам судовладельцы руководствуются в работе:
- Гаагскими правилами от 1924 г., утвержденными в Брюсселе;
- Правилами Гаага-Висби от 1968 г., принятые в Брюсселе;
- Гамбургскими правилами от 1978 г.
Международные конвенции определяют главные правила оформления коносаментов, условия выполнения транспортировки, правила страхования. Если в доставке участвует несколько видов транспорта, включая морской, то ответственность за груз несет владелец того средства, на котором было зарегистрировано страховое событие.
В перечень покрываемых исключительно полисом дополнительного добровольного страхования случаев входят:
- убытки перевозчика при гибели судна, не вызванной столкновением;
- повреждение корабля при буксировке;
- участие в аварии при обстоятельствах, не покрываемых условиями КАСКО;
- расходы по спасению человеческих жизней, повлекшие отклонение от курса и задержку рейса;
- убытки из-за задержки отправления в связи с объявлением карантина в порту;
- затраты на непредвиденные юридические процедуры;
- штрафы в портах.
Не входят ни в один из полисов страхования морских перевозок виды ущерба:
- из-за умышленных действий транспортной компании;
- выявление контрабанды;
- грубая неосторожность членов экипажа;
- ядерный взрыв;
- конфискация или арест;
- из-за естественных свойств груза (самовозгорание, ржавчина, поломка и т.д.);
- ущерб грузу, связанный с применением автотранспорта;
- иск перевозчику со стороны грузовладельца;
- связанные с военными действиями (их покрывают особые договора).
В РФ судовладельцы имеют возможность заключать договора КАСКО с компаниями, имеющими соответствующую лицензию. В их числе: «Альфастрахование», «Росгосстрах». При этом полис может быть оформлен на рейс или на год, но не покрывает убытки, связанные с гибелью, порчей, утратой груза.
Решение о страховании принимают грузоотправители еще до момента отправки. Страхование груза (КАРГО) оформляется договором одного из 4 типов:
- СИФ – контракт, оговаривающий условия купли-продажи груза, время и порядок перехода на покупателя рисков, связанных с гибелью, порчей и недостачей, взаиморасчеты и иные вопросы. По контракту СИФ продавец обязуется застраховать груз на срок до вручения его грузополучателю;
- КАФ – сделка, при которой продавец сам нанимает перевозчика и доставляет груз на судно, а страхование – обязанность покупателя;
- ФОБ – договор, обязывающий продавца выполнить погрузку на судно и оформить страховку груза до момента доставки в конечный пункт назначения;
- ФАС – контракт отличается от ФОБ только тем, что с момента погрузки риски гибели, порчи, утраты грузы переходит на покупателя, хотя страховку оформляет продавец.
Согласно применяемым при международных морских перевозках правилам Института лондонских страховщиков, грузоотправителям предлагают следующие типы полисов:
- с полным покрытием всех возможных рисков;
- с франшизой, с исключением случаев крушения;
- с покрытием в случае частичной аварийной ситуации.
Внутренние водные грузоперевозки
Правила определения и ограничения гражданской ответственности судовладельца на внутренних водных перевозках содержат ст.ст. 121 и 121.1 ФЗ №24 от 07.03.2001 г.
Финансовому обеспечению или страхованию подлежат следующие риски:
- вред, причиненный в результате столкновения другим судам;
- ущерб, причиненный судном имуществу третьих лиц (не грузополучателя и отправителя), инфраструктурам порта и внутренних водных путей;
- убытки, вызванные разлитием с судна нефти и других веществ;
- ущерб, вызванный подъемом затонувшего судна, его утилизацией, удалением.
ФЗ №24 устанавливает минимальные размеры страховых сумм, определяемые пропорционально валовой вместимости судов (единица измерения – расчетная тонна, р.т., равная 2,83 м3), указанной в мерительном свидетельстве:
- до 200 р.т. – 2 000 000 руб.;
- 200-2000 р.т. – 2 000 000 руб. плюс 10 000 руб. за каждую р.т. сверх 200 р.т.;
- более 2000 р.т. – 20 000 000 руб. плюс 8 000 руб. за каждую р.т. сверх 200 р.т.
Финансовая ответственность судовладельца может быть ограничена. Основания для применения ограничений:
- Ущерб вызван разлитием с судна нефти или иных веществ.
- Убытки возникли из-за задержки в перевозке.
- Ущерб нанесен нарушением прав, следующих не из договора, но произошедшего в результате эксплуатации корабля или проведения спасательной операции.
- Поступило требование поднять, удалить и утилизировать корабль, затонувший, превратившийся в обломки, севший на мель или покинутый, в том числе все, что находилось на его борту.
- Поступило требование обезвредить, утилизировать, удалить груз.
- Требование, подпадающее под действие вышестоящих пунктов, поступило не от лица ответственного за ущерб, но реализация необходимых мер повлекла перечисленный в этих пунктах ущерб.
Если есть основание применить ограничение, тогда максимальный размер страховой суммы составит:
1. До 2000 р.т. – 50 000 000 руб.
2. 2000 р.т. и более – 50 000 000 плюс за каждую р.т. сверх
· от 2000 до 4000 р.т. – 5 000 руб.;
· от 4000 до 6000 р.т. – 4 000 руб.;
· от 6001 р.т. – 3 000 руб.
В соответствии с п. 11 ст. 121.1 ФЗ №24, ущерб, превышающий установленный предел, выплачивается из средств компенсационного фонда, что закреплено в федеральном законе.
При определении сумм компенсации за повреждение, утрату, гибель груза, стороны руководствуются содержимым счета продавца, а при его отсутствии ценами на аналогичные товары, согласно п. 2 ст. 119 ФЗ №24. Это побуждает позаботиться о том, чтобы застраховать ценный груз до отправки.
Железнодорожная перевозка
Согласно ст. 94 ФЗ №18 от 10.01.2003 г. («Транспортный устав железных дорог РФ»), перевозчик несет ответственность перед грузоотправителями и операторами морских терминалов за:
- непоставку вагонов или контейнеров в указанное время в необходимом количестве, либо выявление их неисправности;
- невыполнение суточной нормы погрузки/выгрузки.
Сроки, условия и нормы подачи подвижного состава оговариваются договором. За нарушение предусмотрены штрафные санкции:
- для грузов, транспортируемых в вагонах или навалом – 0,1 МРОТ за каждую непогруженную тонну;
- для контейнерных перевозок – 0,5 МРОТ за 5 т контейнер (до 5 т), 1 МРОТ за 5-10 т контейнер, 2 МРОТ за контейнер массой брутто более 10 т.
За неподачу рефрижератора или транспортера в оговоренный срок с перевозчика взыскивают 0,2 МРОТ за каждую непогруженную тонну. На узкоколейных линиях величина штрафа уменьшается вдвое.
Согласно ст. 96 ФЗ №18, обязан возместить ущерб причиненный грузу в размере:
- стоимости, если обнаружена утрата, гибель или недостача, согласно указанной в транспортной документации;
- убыли, на которую уменьшилась ценность груза при порче, повреждении.
Согласно ст. 97 ФЗ №18, за просрочку доставки железная дорога возмещает 9% от величины оплаты перевозки за каждые сутки просрочки (но не более величины платы за перевозку суммарно). Просрочка – 24 часа с даты, указанной в договоре (ст. 108 ФЗ №18).
Перевозчик освобождается от ответственности за недостачу, утрату, порчу груза, если имеют место следующие обстоятельства (ст. 118 ФЗ №18):
- исправность запорно-пломбировочных устройств, защитной маркировки, увязки вагона или контейнера не вызывали сомнений от отправки до вручения груза;
- недостача или порча произошли в открытом подвижном составе по естественным причинам;
- подвижной состав от отправки до выгрузки сопровождал представитель отправителя или получателя;
- недостача укладывается в установленную норму естественной убыли;
- недостача, порча, повреждение произошли из-за искаженных данных в транспортной железнодорожной накладной или заявлении на отправку;
- перевозка скоропортящегося груза производилась под видом грузобагажа под ответственность грузоотправителя.
Минимизировать риск убытков по любому из оснований для возникновения ответственности перевозчика перед грузоотправителем, инфраструктурными организациями, морскими терминалами, позволяет добровольное страхование ответственности. В каждом случае состав рисков, размер страховой суммы и премии определяются индивидуально.
Международные грузоперевозки
При осуществлении международных грузоперевозок юридические лица обязаны руководствоваться действующей с 02.07.1961 г. женевской Конвенцией «О договоре международной перевозки грузов по дорогам» (КДПГ), если любой из контрагентов находится в стране, присоединившейся к этой Конвенции. Ее действие распространяется на морские, железнодорожные, водные, авиационные виды грузоперевозок.
В период между принятием груза к отправке и его вручению получателю ответственность за его сохранность несет перевозчик, равно как и за опоздание. Владелец груза вправе считать его потерянным, если вручение не произошло в срок до 30 дней после указанной в договоре даты доставки, а если таковая дата не указана, то после 60 дней с момента отправки.
Величину ущерба при страховании международных грузов определяют, отталкиваясь от текущей рыночной цены или биржевых товарных котировок, а если такой информации нет, то от ценности товара такого же качества и рода. Перевозчик обязан возместить плату за доставку и сопутствующие расходы, все выплаченные таможенные сборы и пошлины.
Для автоперевозок КДПГ устанавливает верхний предел имущественной ответственности за 1 кг груза брутто – 25 золотых франков. Согласно протоколу от 05.07.1978 г. к КДПГ, предел возмещения ограничен 8,33 расчетных единиц за 1 кг утраченного веса груза брутто. Расчетная единица приравнивается к валюте страны, в которой рассматривается иск грузовладельца к транспортной компании, по курсу на дату вынесения решения суда, либо иной день по договоренности сторон. Стороны вправе согласиться с использованием при страховании международных грузов в качестве расчетной единицы 10/31 г золота 0,900 пробы.
Не применяются указанные ограничения в тех ситуациях, когда в товарно-транспортной накладной отправитель указывается стоимость груза. Также поступают и в случае причинения ущерба умышленными действиями транспортной компании. Если же грузовладелец понес ущерб из-за просрочки доставки, то перевозчик выплачивает компенсацию в пределах оплаты стоимости перевозки.
Добровольное страхование груза покрывает все риски, связанные с его утратой. В договоре страховщики указывают перечень страховых случаев, исключений и правила выплаты компенсации грузовладельцу при утрате, порче, гибели груза и просрочке его доставки. Страховка может предусматривать ответственность перевозчика (экспедитора) перед:
- клиентами за причиненные убытки из-за неисполнения договора перевозки;
- таможенными и государственными органами по уплате штрафов, таможенных пошлин и других платежей в соответствии с женевской «Таможенной конвенцией о международной перевозке грузов с применением книжки МДП» от 14.11.1975 г. Международной ассоциацией автотранспорта (объединяет 100 стран). При оформлении перевозчиком книжки МДП страхование становится обязательным, с лимитом ответственности 50 000$;
- третьими лицами (кроме персонала страхователя и клиентов) за причинение ущерба имуществу, жизни и здоровью, причиненного грузом.
Как оформить полис?
«ПРОГРЕСС Страхование» сотрудничает с лидерами российского рынка в сфере корпоративного страхования, что дает нам возможность предлагать клиентам продукты, ориентированные под различные виды грузоперевозок. С нашей помощью можно застраховать ценный груз, ответственность перевозчика, свести к минимуму риски при внутреннем и международном транспортном сообщении.





