Растут очереди на ремонт авто из Поднебесной
В Санкт-Петербурге в 2023 году страховые случаи с автомобилями китайского производства стали возникать в два раза чаще, чем в предыдущие годы, - это отметили эксперты ведущих страховых компаний.
На 10% и 25% увеличилась средняя стоимость ремонта «китайца» в сервисах Санкт-Петербурга, которые имеют очереди на несколько дней вперед. Цитата: «РБК Петербург» спросил у экспертов и участников рынка, какие проблемы возникают у владельцев автомобилей из Китая чаще всего, и стоит ли верить устоявшимся стереотипам о китайских автомобилях.
«Автомобилей больше, чем нужно»
Количество обращений в страховую компанию «Ренессанс страхование» по ремонту автомобилей, произведенных в Китае, в Санкт-Петербурге в прошлом году составило 1,2 тысячи против 600 в 2022 году. По словам экспертов рост обусловлен ростом продаж автомобилей из Китая. На это указывает также и то, что количество звонков осталось на уровне 23-24%, а также частота их обращения. На территории России количество страховых случаев, связанных с ремонтом автомобилей, возросло более чем в три раза по сравнению с 2022 годом. Об этом заявил вице-президент по страховке Сергей Демидов.
По словам вице-президента страховой компании «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, в период с января по ноябрь этого года наблюдается значительный рост выплат по страховкам на автомобили китайских марок. «В 2023 году, по сравнению с аналогичным периодом 2022 года, количество выплат увеличилось на 58%. Следует иметь ввиду, что в 2023 году был основной объем продаж «китайцев», поэтому динамика относительно 2022 года не очень хорошо отражает тенденции, - отметил Иванов. — Следует корректно оценивать рост выплат, как в денежных средствах, так и в «штуках» по результатам 2024 года.
Согласно данным, предоставленным компанией «Ренессанс страхование», ремонт автомобиля китайского производства у официального дилера обходится в среднем в 120 тыс. рублей, при этом стоимость деталей и кузовных частей варьируется в зависимости от модели и комплектации. На 2023 год приходится рост стоимости ремонта автомобилей из Китая. В зависимости от сервиса, цена может достигать 10-25%. Об этом заявил Илья Плисов, являющийся исполнительным директором компании «ЕвроАвто» (сети магазинов и складов автозапчастей).
Валерий Солдунов – член Общественной палаты Российской Федерации, председатель ВОА (Всероссийского общества автомобилистов) – отмечает, что продажи автомобилей из Китая продолжают увеличиваться. На некоторых рынках машин гораздо больше, чем нужно. К тому же, «китайцы» стали первыми в России в части электронной торговли через маркетплейсы. На данный момент можно приобрести автомобиль из Китая на Ozon. Это пока еще работает не во всех регионах, но уже есть возможность приобрести определенную марку.
«Они разлетаются на осколки»
В Санкт-Петербурге растет количество поломок, с которыми жители города обращаются в автомастерские. Это происходит на фоне роста популярности автомобилей из Китая. РБК Санкт-Петербург выяснил, что представители автоиндустрии, такие как ассоциации водителей и владельцев автосервисов, сетуют на то, что их склады переполнены, а также имеют дефицит необходимых деталей. К особенностям кузовных частей, по мнению вице-президента «РЕСО-Гарантии» Игоря Иванова, можно отнести то, что время ожидания в некоторых случаях может доходить до двух месяцев.
При этом, качество кузовных элементов часто оставляет желать лучшего. Это усугубляется низким качеством самих бамперов», - говорит Михаил Мартынов, генеральный директор управляющей компании сети автосервисов «Китаяна». Любой удар по ним — и они рассыпаются в пыль от малейшего прикосновения. Смотрите, сколько в Санкт-Петербурге автомобилей с дефектами этих элементов можно встретить на дорогах.
Существует много причин, по которым качество бамперов оставляет желать лучшего. Любая неосторожность – и они разлетятся на осколки.
Причиной тому является то, что техника постоянно модернизируется и совершенствуется. Павел Локтюшин – исполнительный директор общественной организации «Водители России» - говорит о том, что механикам не всегда удается устранить некоторые неполадки в работе. По словам технического директора ГК «Нейс-Юг» Юрия Янева, такая проблема встречается в сфере грузовых перевозок, где также используются китайские тягачи.
Он говорит о том, что качество новых деталей оставляет желать лучшего по сравнению с европейскими. — В области электричества ситуация складывается сложнее. На поиск причины неисправности может уйти несколько дней. Отсутствует качество кабелей и разъемов. Часто компьютерная диагностика, проводимая на входе в автомобиль, не может выявить причину неисправности. В части ремонтных мастерских, здесь все зависит от уровня подготовки и креативности подхода к выполнению работ. К сожалению, в данный момент нет технологических карт и инструкций по ремонту, которые бы соответствовали современным стандартам.
Из-за особенностей деталей, которые не всегда подходят по размеру и другим характеристикам, китайские автомобили трудно ремонтировать. Об этом заявил генеральный директор компании «Скиф-Карго» Сергей Чернов. Иными словами, одна и та же деталь может подойти к одному автомобилю, но не будет работать на другом. В то время как оба являлись одной марки и имели одну модель, - сетует он. Кроме того, в Китае производители автомобилей довольно редко занимаются изготовлением деталей для старых моделей машин, которые уже не выпускаются.
Одна и та же деталь имеет возможность подойти к одному автомобилю, а затем не сработать с другим. Оба были в одинаковом состоянии и одной марки.
В сети автосервисов «Китаяна» отметили, что у каждого китайского бренда выявлены свои «слабые места»: у кроссовера Haval Jolion часто требуется замена щитка приборов; владельцы купе-кроссовера F7x жалуются на стук в рулевой колонке; у автомобилей Changan в морозы появляются проблемы с контактами мультимедийных устройств и замерзанием замков (машину невозможно открыть или полностью закрыть); у Dongfeng периодически выходят из строя кислородные датчики, а водители на Geely Coolray меняют ГРМ (газораспределительный механизм) раньше положенного срока.
«Штучные машины»
Сторонники автомобильного рынка Китая убеждены, что на данный момент негативные стереотипы о частых поломках автомобилей из Поднебесной не имеют под собой оснований, так как за последние несколько лет автопроизводители из Поднебесья адаптировались к российским погодным и дорожным условиям. Нечасто случаются сбои, которые затрагивают только локальные проблемы и не выходят за рамки системных проблем. На сегодняшний день автомобили не имеют аналогов на рынке. Они значительно отличаются от тех моделей, которые были популярны в России 5-6 лет назад.
"В те времена это были всего лишь единичные экземпляры машин, которые не могли адаптироваться к нашим условиям", - говорит Валерий Солдунов, председатель ВОА. — Продажи автомобилей были очень маленькими, из-за этого никто не занимался специальной подготовкой. Модели разрабатываются с учетом наших реалий, в настоящее время. Данные о надежности автомобилей из Китая будут получены только через два года, когда будет завершен гарантийный период.
Генеральный директор автоцентра «Истком» (официальный дистрибьютор Changan KYC) Нонна Шалина высказала сомнения в обоснованности некоторых утверждений транспортников. Из-за особенностей стиля вождения, она считает, что дефекты могут быть вызваны «индивидуальной манерой вождения». В ответ на жалобы автолюбителей о повреждениях кузова и царапинах металла, собеседница РБК Петербург посоветовала «не опираться на автомобиль».
Участникам дорожного движения, которые жалуются на то, что их машины имеют повреждения кузова и царапины на металле, она посоветовала «не опираться на автомобиль».
По словам Шалины, существует определённый норматив, который используется для изготовления деталей. — В автомобилях, производящихся в Китае, все сделано в соответствии с требованиями. У китайцев довольно строгие стандарты, поэтому говорить о том, является ли металл мягким или нет, не имеет смысла. Я бы сказал, что если сравнивать с «Москвичом» 1964 года выпуска, то это был более мягкий автомобиль. Как объяснила Шалина, причиной задержек с поставками комплектующих была несвоевременная оплата со стороны клиента или задержка страховых компаний, если автомобиль был застрахован по каско. При этом, по словам эксперта, поставки в большинстве своем производятся в срок до 45 дней с момента получения заявки на поставку, что установлено законодательством.
Не наблюдается такой сильной загруженности автомастерских, как в других местах. Все станции работают в штатном режиме и готовы к работе в полном объеме. В случае нехватки мест, подъемники увеличивают количество. Это стандартная практика. Мы столкнулись с тем, что с начала ноября в нашем городе не прекращаются снегопады и гололедица, а количество аварий возросло до критических отметок.
Наблюдается неуверенность в экономике России
Несмотря на заверения скептиков китайского автопрома, объективно оценить качество машин из Поднебесной представляется возможным лишь через несколько лет, когда закончится гарантийный срок моделей, купленных в период с 2022 по 2024 гг. Многие проблемы, с которыми сталкивались покупатели еще 5 лет назад, давно решены — к примеру, некачественный пластик и дешевые материалы для внутренней отделки.
Тем не менее, очереди в автомастерских указывают на то, что проблемы с эксплуатацией китайских автомобилей имеют место быть, хотя они и не являются системными. В обозримом будущем ожидается рост числа официальных сервисных центров и их поставки оборудования из-за рубежа будут налажены, но для этого потребуется несколько лет.
Как отмечает Валерий Солдунов – руководитель «Всероссийского общества автомобилистов», в целом, стоимость автомобилей китайского производства на сайтах «Авито» и «Авто.ру» не вызывает негативных эмоций.
-Если сравнивать с современными моделями, то уже через два года можно заметить снижение стоимости машины. Но это не сильно скажется на качестве автомобиля. Данный факт объясняется тем, что ранее цена на автомобили из Китая в два раза ниже была при выходе из салона, чем сейчас.
Важным показателем является то, что машины китайских производителей стали широко использоваться в сервисах такси и каршеринга. Из-за того, что компании в этих секторах не могут позволить себе тратить много денег на ремонт автомобилей, они не имеют возможности долго и дорого восстанавливать их. В результате этого у машин из Китая нет «хронических» проблем, а весь ремонт выполняется быстро и качественно. К тому же, есть вероятность, что модели таких брендов как Haval, Changan, Dongfeng, Geely и другие сумеют избавиться от незначительных, но часто встречающихся дефектов.
«После того, как я провел много переговоров с китайскими партнерами, можно сделать вывод о том, что качество автомобилей не будет расти. Технический директор ГК «Нейс-Юг» Юрий Янев предположил, что причиной этого является неуверенность Китая в российской экономике и в отношении к автобизнесу в целом.
«После того как я провел много переговоров с китайскими партнерами, можно сделать вывод о том, что качество автомобилей не будет расти»
В 2023 году спрос на китайские автомобили в целом вырос, но ближе к концу года начал снижаться. В РБК-Петербург сообщили, что основная причина такого явления – стремительный рост цен на автомобили. Показатель средневзвешенной цены на новую машину в декабре 2023 года достиг отметки в 3 млн руб., что почти на 23% больше, чем в 2022 году. Динамика роста цен на «китайские» автомобили была разной: так, в 2022 году средняя цена машин с пробегом увеличилась на 16% и впервые в истории России преодолела психологический барьер в 1 млн руб.