Техосмотр в 2025 году: что изменилось и чего ждать автомобилистам

С начала 2025 года технический осмотр в России стал дороже, а требования к его проведению — жёстче. Средний рост стоимости процедуры по стране составил 7,5%, однако тарифы всё так же устанавливаются региональными властями. Помимо этого, усилился контроль за соблюдением правил оформления диагностических карт.
Кому нужен техосмотр в 2025 году
Владельцы легковых автомобилей обязаны проходить технический осмотр в следующих случаях:
- При постановке на учёт или перерегистрации машин, возраст которых превышает четыре года.
- После внесения изменений в конструкцию транспортного средства.
Автомобили младше четырёх лет освобождены от прохождения техосмотра. Это же правило распространяется на прицепы массой до 3,5 тонны.
Для грузовых автомобилей, автобусов и такси порядок техосмотра остаётся прежним. Их владельцы обязаны проходить процедуру с определённой периодичностью:
- такси возрастом до пяти лет проходят техосмотр раз в год;
- старше пяти лет — каждые шесть месяцев.
Эти требования действуют с 2021 года, и стоимость процедуры регулярно индексируется.
Кто и как формирует стоимость техосмотра?
Повышение тарифов на техосмотр — не прихоть операторов, а требование Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Однако конкретные расчёты стоимости процедуры выполняют региональные власти. Они собирают данные от операторов ТО о затратах на аренду, оплату труда, обслуживание оборудования и другие расходы, чтобы определить так называемый «экономически обоснованный» тариф.
Если меньше половины операторов в регионе предоставляют свои данные, чиновники устанавливают тариф самостоятельно, ориентируясь на официальную инфляцию. Эти показатели берутся из отчётов территориальных органов статистики.
Некоторые регионы применяют дифференцированный подход к установлению цен. Например, в Красноярском крае действуют разные тарифы: в центральной и южной частях техосмотр стоит 1089 рублей, а в Норильске и районах Крайнего Севера — 1878 рублей. Однако такие исключения редки: в большинстве регионов действует единая ставка.
Традиционно стоимость техосмотра выше в регионах, удалённых от центра России. На 2025 год самыми дорогими оказались тарифы в Норильске, Санкт-Петербурге, Амурской области (1690 рублей) и Ненецком автономном округе (1612 рублей).
При этом для большинства субъектов рост оказался умеренным: стоимость техосмотра легковых автомобилей увеличилась на 7,4–7,5% и теперь составляет 1097–1098 рублей. Найти точные данные для вашего региона можно на официальных сайтах региональных администраций.
Сколько стоит техосмотр в разных регионах России
Стоимость техосмотра в 2025 году выросла практически во всех субъектах РФ. Повышение составило в среднем 7,5%, однако есть регионы, где цены оказались заметно выше. Ниже приведены данные по регионам с самыми крупными автопарками и областям, где стоимость ТО на 2025 год достигла максимальных значений.
Самые высокие тарифы на техосмотр отмечены в Норильске, Санкт-Петербурге, Амурской области и Ненецком автономном округе. В центральных регионах и крупных городах, таких как Москва и Казань, стоимость ТО в среднем ниже, но также выросла по сравнению с прошлым годом.
Кто на самом деле проходит техосмотр и как часто это делают
Согласно данным МВД, ежегодно технический осмотр проходит порядка 5–6 миллионов легковых автомобилей. Однако автоюрист Евгений Безбородов утверждает, что большая часть диагностических карт, оформляемых в России, не соответствует реальным проверкам. По его словам, техосмотр проходит честно лишь один раз — при постановке автомобиля на учёт. Все последующие диагностические карты зачастую оказываются фиктивными.
Наиболее активно такие обходные схемы используют таксисты, индивидуальные предприниматели и самозанятые владельцы небольших грузовиков. В малых городах к ним присоединяются маршрутные такси. По мнению участников рынка, главная причина такого поведения — желание сэкономить время и избежать оплаты ненужных услуг которые иногда навязывают операторы ТО.
Как поясняет Безбородов, несмотря на усилия властей, схемы оформления поддельных диагностических карт остаются широко распространёнными. «Существуют нелегальные способы обхода процедуры, которые пока не удалось искоренить. Проблема в том, что покупка диагностической карты без проверки автомобиля давно стала нормой для многих категорий водителей», — уверен юрист.
Штраф за отсутствие техосмотра или использование поддельной диагностической карты составляет 2000 рублей. Однако для таксистов последствия могут быть ещё серьёзнее. Многие из них приобретают полис ОСАГО, не указывая, что транспорт используется в коммерческих целях. В случае ДТП страховая компания вправе отказать в выплате.
«Если таксист окажется виновным в аварии, работая на заказ, ему придётся возмещать ущерб из собственного кармана. Страховые компании требуют соблюдения всех условий полиса, включая наличие действительной диагностической карты», — отмечает Безбородов.
Техосмотр 2025: жёсткий контроль и суровые санкции
В России ежегодно вводятся новые меры для ужесточения контроля над прохождением технического осмотра. С 2021 года процедура подверглась значительным изменениям. Одним из первых нововведений стало введение минимального времени, которое оператор должен затратить на проверку автомобиля. Затем появилась обязательная фотофиксация транспортных средств на пунктах осмотра. Позже к этим требованиям добавили ещё одно правило: теперь на фотографии должен присутствовать сам эксперт, находящийся рядом с автомобилем.
Согласно российскому законодательству, вся информация о техосмотрах фиксируется в Единой автоматизированной системе технического осмотра (ЕАИСТО), которая была разработана ГИБДД. Операторы обязаны загружать в эту систему данные о проведённых проверках, включая электронные диагностические карты и снимки автомобиля до и после процедуры. Именно через ЕАИСТО проверяется подлинность диагностических карт, необходимых для оформления ОСАГО.
Однако, несмотря на такие строгие требования, в системе по-прежнему процветает мошенничество. Как рассказывает один из сотрудников пункта ТО, многие операторы научились обходить существующие правила. «Сейчас удалённо работают дизайнеры, которые могут создать любое изображение: автомобиль будто бы стоит на пункте осмотра с необходимыми координатами, а рядом с ним — “эксперт”. Даже фото с необходимыми метками времени и геолокации можно сделать без реального присутствия машины», — делится он.
В МВД знают о подобных ухищрениях. Ещё в 2024 году на портале проектов нормативных актов появился приказ, направленный на борьбу с мошенническими схемами. Этот документ был подписан в октябре и вступил в силу в январе 2025 года. Приказ устанавливает дополнительные индикаторы, которые помогают выявлять подделки.
Среди таких индикаторов:
- фотографии с признаками редактирования, например, «парящие в воздухе» автомобили или следы наложения изображений;
- несоответствие времени года на снимке указанной дате осмотра;
- одинаковые изображения, на которых указаны разные имена экспертов;
- повторяющиеся ошибки в фотофиксации, обнаруженные более трёх раз за два месяца.
Если проверка подтвердит факт подделки, оператор лишится аккредитации, а все выданные им диагностические карты будут аннулированы. Кроме того, пункту техосмотра грозит крупный штраф.
Несмотря на это, представители операторов ТО считают, такие меры вряд ли искоренят проблему. «Операторы просто начнут работать с более профессиональными дизайнерами, а стоимость поддельных диагностических карт немного вырастет. Но сути это не меняет», — утверждает сотрудник одного из пунктов ТО.
Проблема, по его словам, заключается в низких тарифах на техосмотр. «ТО давно стало убыточной услугой. Даже с учётом индексации, мы не покрываем базовые затраты: зарплату сотрудников, аренду, коммунальные услуги. Большинство пунктов держат осмотр лишь как дополнительную опцию, чтобы привлекать клиентов на ремонт или обслуживание автомобилей», — объясняет он.
Вопрос об обязательном техосмотре для всех автовладельцев обсуждается давно. Российский союз автостраховщиков предлагает вернуть это требование уже к 2026 году. Однако эксперты сомневаются, что это изменит ситуацию.
«Пока стоимость техосмотра остаётся выше штрафа, водителям будет выгоднее заплатить за нарушение, чем пройти ТО. Пока система не станет обязательной и контроль не усилится, проблема сохранится», — считает автоюрист Евгений Безбородов.